20.10.2007

ЗАО «Центрохост» регистрирует на свое имя домены с целью дальнейшей перепродажи

Каждый день в русском интернете освобождается от нескольких сотен до тысяч доменных имен. «Освобождается» — это значит, что прежние владельцы забыли или не захотели заплатить за продление регистрации домена, и он должен снова стать свободным для публичной регистрации.

К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Например, 10 октября этого года должны были освободиться около 450 доменов, зарегистрированных через регистратора «Центрохост» (аффилированная фирма «Росбизнесконсалтинга»). Увы, выборочная проверка 100 доменов их этого списка показала удивительную картину: из 100 доменов освободилось только два. Две трети из этой сотни ЗАО «Центрохост» зарегистрировало на свое имя. Одна треть досталась Дену и Роберту Гледеновым, самым крупным киберсквоттерам зоны RU.

Как сообщили нашему корреспонденту, ЗАО «Центрохост» регистрирует на свое имя домены с целью дальнейшей перепродажи, однако актом кибесквотинга это не является. Чтобы понять причины процессов, начавшихся на рынке доменных регистраций в зоне RU, обратимся к истории.

Среди освобождающихся доменов есть много привлекательных имен, которые представляют интерес и для киберсквоттеров, и для обычных людей. Для «обычных людей» — потому, что они могли бы использовать значащее и говорящее наименование для своих проектов, а для киберсквоттеров — потому что хорошее доменное имя всегда можно перепродать тому, кому оно нужно. Или получить с него доход иным способом, например, разместив на парковочной странице домена рекламу.

Согласно существующим правилам, освобождающийся домен достается тому, чья заявка на его регистрацию окажется в очереди первой.

Стоит ли говорить о том, что заявки киберсквоттеров неизменно оказывались в очереди «первыми», и все хорошие домены доставались им? При этом следует заметить, регламент регистрации доменов не запрещал и самим регистраторам также заниматься киберсквоттингом и регистрировать домены на себя с целью их перепродажи. Но резкий негатив со стороны общества по отношению к киберсквоттерам долгое время не позволял регистраторам впадать в этот грех.

Хотя по рынку и ходили слухи, что такая удивительная удачливость киберсквоттеров относительно попадания их заявок на первые места в очереди вряд ли могла осуществиться без содействия регистраторов, но кто из серьезных людей верит глупым слухам?

Ситуацию на рынке переломил полтора года назад крупнейший регистратор России «Ру-центр». Он первым дал возможность всем своим обычным клиентам (не сквоттерам) оставить официальную заявку на получение освобождающегося домена. При поступлении нескольких заявок на домен между претендентами устраивался честный аукцион. Освобождающиеся домены стали попадать к простым смертным, а не к сквоттерам.

Правда, новый сервис «Ру-центра» вызвал много нападок. Чтобы передать домен победителю аукциона, «Ру-центр» на время проведения аукциона регистрировал домен на себя, а потом отдавал его победителю, и не бесплатно, конечно, а за сумму, назначенную на аукционе. Формально это выглядело как регистрация домена с последующей его перепродажей. На «Ру-центр» посыпались обвинения в киберсквоттинге. Однако счастливые клиенты, которые впервые за долгие годы смогли утереть нос профессиональным сквоттерам, так не считали, и волна обвинений постепенно сошла на нет.

Меж тем новый сервис привел к оттоку клиентов от других регистраторов в «Ру-центр», освободившиеся домены попадали на поддержку в «Ру-центр», и ежегодная плата за их продление — тоже.

Первой на ситуацию отреагировала компания «Мастернэйм», аффилированый регистратор «Мастерхоста». Она также предложила своим клиентам новую услугу «возврат домена, который клиент забыл продлить». «Мастернэйм» стал регистрировать на свое имя все освобождающиеся домены своих клиентов, причем на условиях, при которых его нельзя было обвинить в киберсквоттинге. Если в течение трех месяцев клиент не одумается и не заберет свой домен назад (за вполне разумную цену в 25$, что соответствует стоимости первичной регистрации), домен освобождается для свободной публичной регистрации. Стоит ли говорить о том, что освобождающиеся домены Мастерхост теперь уже не могли попасть на аукцион «Ру-Центра»?

Наша редакция заинтересовалась наметившейся тенденцией, и мы стали мониторить все освобождающиеся домены. Результат не заставил себя ждать. Еще один регистратор — «Центрохост» — стал регистрировать на свое имя освобождающиеся домены. При этом нас очень удивил тот факт, что он каким-то образом «позволял» заявкам киберсквоттеров Гледеновых на самые интересные домены «оказываться в очереди» первыми.

Подумав сперва, что речь идет о новой услуге, подобной услуге «Ру-центра» или «Мастернэйм», мы тщательно обследовали сайт «Центрохост», но не нашли никаких упоминаний ни об услуге по возврату домена прежнему владельцу, ни об аукционе освобождающихся доменов. «Может быть, подобная информация есть в закрытой части сайта, в контрольной панели клиентов?» — подумали мы. И опросили знакомых, имеющих клиентские аккаунты у «Центрохост». Нет, никакой подобной информации там не было.

Тогда мы направили запрос в клиентскую службу «Центрохост». Ответ нас несколько озадачил:
«ЗАО "Центрохост" регистрирует освободившиеся (ключевое слово) доменные имена своих клиентов. Далее домен выставляется на продажу, либо передается обратно в администрирование предыдущего владельца. Эта практика многих регистраторов».

Озадачили слова «на продажу», озадачило то, что о возможности получить свое доменное имя назад клиенты не уведомляются, озадачило то, что сами условия «возврата» имени не были озвучены.

Пришлось звонить и задавать вопросы по телефону.

Сусанна Борисова, руководитель Департамента по работе с клиентами не смогла назвать четкой стоимости услуги возврата домена, однако упомянула, что: «Мы обычно исходим из суммы в 140 долларов». По словам Сусанны, домен может быть выкуплен не только прежним владельцем, но и любым другим клиентом, который обратится с подобной просьбой. При этом ему также будет предложена стоимость в 140 долларов.

Подобная практика, по словам Сусанны не является киберсквоттерством, так как в классическом понимании «акт кибберсквоттинга — это приобретение доменных имён, созвучных названиям известных компаний, или просто с «дорогими» названиями с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламы».

Мы со своей стороны также воздержимся от оценки подобной политики по отношению к освобождающимся доменам, заметив только, что подобная практика действительно не противоречит действующему законодательству и не запрещена действующим регламентом зоны RU.

Однако этическая сторона такой политики не кажется нам безупречной. Фактически, с нашей точки зрения, речь идет о том, что регистратор, используя имеющиеся в его распоряжении технические возможности, лишает рядовых участников рынка законной возможности зарегистрировать освободившийся домен по разумной цене, принудительно устанавливая цену, которая в 7(!) раз превышает среднерыночную.

Что, впрочем, является отголоском другой, куда как более серьезной проблемы. Отсутствие у доменов в России четкого правового статуса привело к тому, что единственным регулятором доменного рынка являются «джентльменские» договоренности регистраторов, причем в распоряжении регистраторского сообщества нет эффективных механизмов наказания нарушителей этих договоренностей.

Это ведет к тому, что случаев фактического нарушения регистраторами собственного регламента становится все больше и больше. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Пока же заметим, что фирма «Росбизнесконсалтинг», которая контролирует деятельность ЗАО «Центрохост», около месяца назад стала владельцем целого ряда хостинговых компаний России, став тем самым крупнейшим российским хостером. Значит ли это, что и на рынке хостинговых услуг нас ждут сюрпризы?

Источник: bc1.ru




Распечатать закрыть окно
реклама: